Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
08:08 

Тёмный рыцарь. О фильме.

Тёмный рыцарь.
Предупреждение: КУЧА спойлеров. Тем, кто фильм не смотрел, КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя читать, раскрывает сюжет и ключевые моменты напрочь, весь просмотр к чертям испоганит.
Наконец, посмотрел. Очень долго хотел… очень много советовали. Всё никак почему-то не смотрел и не смотрел. И вот, наконец. Сразу хочу оговорить: я не претендую на какие-то «априори» или «последние инстанции»… Да ладно, чего уж там, я не претендую даже на какую-то меру объективности. Это просто моё мнение о фильме, мои к нему замечания, мои мысли, вызванные этим фильмом. Мои ассоциации. Не более того.
Искусство не должно бы, по идее, преследовать какой-то цели, но всё-таки на мой взгляд цель есть. Весьма простая – воздействовать. Порождать мысли, задавать вопросы. Но ни в коем случае – конечно – не отвечать на эти вопросы. Этот фильм вопросы задаёт. И очень много. Но для начала о менее абстрактном.
Хотелось бы отметить высокий уровень актёрской игры в фильме. Если главный герой впечатлил не особо – отыграл на твёрдую пятёрку, да, всё хорошо. Ничего сверх того. Но и не хуже. Кристиан Бэйл. Неплохой актёр, да. Но в этой роли – ничего из ряда вон выходящего. Да и, к тому же, пол фильма – под маской. Что уж поделать, бэтмен – он и в африке бэтмен, у него не должно быть лица. Лицо есть у другой личины персонажа – Брюса Вейна, и оно, повторюсь, сыграно на пятёрку.
Как всегда порадовал Морган Фримэн. Отличный актёр, не смотря на то, что, на мой взгляд, запоролся, снявшись в Бекмамбетовском «Особо опасен». Ну да простим его. Гэри Олдмэн – отличная, чудесная игра. Он молодец. Майкл Кейн и Эрик Робертс держались на уровне. Да и в целом игра актёров в фильме хороша. Почему-то не очень впечатлил разве что Светлый рыцарь в исполнении Аарона Экхарта. Четвёрка, не более.
Но теперь – отдельно – о Джокере. Хит Лэджер в этой роли смотрится чудесно, потрясающе, превосходно. Выше всяких похвал.. его лицо в данной роли было покрыто краской и изуродовано шрамами, соответственно образу персонажа.. но тем не менее – во всех сценах с его участием я еле дышал от восторга. Мимика, жестикуляция, движение – всё сыграно так, что я просто слов найти не могу. Это даже, пожалуй, грандиозно.
Вот. Своими впечатлениями по актёрской игре я поделился.

Теперь, собственно, о фильме.
Приступая, ожидал, несмотря на все рекомендации, «одного из…». Но уже за середину фильма полностью отрёкся от этого своего предположения. Сам персонаж Джокера впечатлил до невероятности (а с таким его исполнением!.. простите, не удержался.. всё-всё, больше ни слова о игре). Вместо стандартных злодеев из 90% фильмов о супергероях – злодеев, одержимых жаждой мести, просто психов, или охотящихся за выгодой для себя – я увидел персонажа с, как это сейчас модно говорить, месседжем. Сообщением. Он нёс своё слово, а то, как он его нёс – изврат, так дополняющий его образ. Соответствующий его образу. Всё-таки он псих, но псих идейно наполненный. Кроме того – он псих колоритный, фееричный, красочный… Многие сцены в фильме отсняты настолько потрясающе, что у меня дух захватывало. Должно бы захватывать на крутых погонях и перестрелках, или в особо слезливых/грандиозных моментах, но захватывало при очередной кульминации какой-нибудь сцены с Джокером. Как красочно он появлялся, как он говорил – ааах, и только. Это великолепно.
Фильм действительно довольно-таки неплохо рассуждает. Ставятся под сомнение привычные супер-геройские устои а-ля «весь фильм супергероя никто не признаёт, но на самом деле он хороший, и в конце все это понимают и рукоплещут». Нет. Тут этого нет. Нет и принципа «правда превыше всего», который столь привычно отстаивать подобного рода супергероям. Где-то за середину фильма я решил, что картина ясна, довольно неплоха собой и в целом достойна внимания – 3 стороны: Джокер – зло, давлеющее над городом, Харви Дент – светлый рыцарь, защищающий этот город и доблесно поднимающий забрало, так, чтобы люди знали своих героев, а враги видели, и понимали, что он их не боится – и, собственно, Бэтмен – теневая сторона светлой стороны, как бы это ни звучало – эдакий хранитель, остающийся в тени… Верно было сказано одним из персонажей фильма: «Он не герой. Он часовой, который появляется тогда, когда надо». Или типа того. Не ручаюсь за точность цитирования.
Ближе же к концу фильма всё переворачивается так, что челюсть отвисает и глаза на лоб лезут. Бэтмен остаётся в той же роли (конечно, и его персонаж проходит развитие в течении картины, рефлексирует, саморефлексирует, изменяется, но в целом – на данном уровне – там же), Джокер полностью раскрывается – зрителю становится понятен его месседж, то, что он хочет сказать миру, а вот «светлейший князь» превращается в злобного урода, (урода и в прямом и в переносном смысле слова), верящего только в случай. Он, конечно, теряет любимую и мстит за неё, и всё такое, но суть не в этом… Главное – его отношение. Он сломался. Он разочаровался в идеалах и всё такое прочее. Его мир полностью рухнул. И если раньше он подбрасывал монетку, заранее зная результат (она ведь с обоих сторон одинаковая была), то теперь он представляет случаю, посредством этой монетки, решать, выживет тот или иной человек, или нет.
Казалось бы – полное разочарование в светлом образе (тут, наверное, даже имеет некоторый смысл воспринимать это с той точки зрения, что, мол, истинное добро остаётся в тени и скрывает лицо, а если оно добро вовсеуслышанье – оно обречено, но мне кажется, режиссёр этого не говорил… Или, может, говорил – не знаю – но я не хочу воспринимать это так). В моём восприятии фильма ключевым стал момент краха персонажа Джокера – момент с паромами.
Ситуация: два парома, на одном – благочестивые граждане города, на другом – куча преступников, тварей, совершавших убийства и т. д. и т. п. Оба заминированы. Детонаторы – на противоположенных паромах. То есть кнопочка для взрыва парома с преступниками – у честных граждан, кнопочка для взрыва парома с гражданами – у преступников. Вернее, у их конвоя, но конвой этот слишком невелик, чтобы сдержать всю эту толпу головорезов. Если до двенадцати часов одни не взорвут других – злодей взорвёт оба парома.
Этот момент просто шедеврален. Он потряс меня до глубины. Напряжённое ожидание, споры на обоих паромах… граждане орут, что почему, мол, умирать должны они – честные граждане – пусть лучше сдохнут преступники. Преступники просто не хотят умирать. И вот один из преступников подходит к возглавляющему конвой и говорит – дай кнопку мне, я сделаю, то что ты должен был сделать сам. И тот отдаёт… он слабый человек, он не смог ни принять на себя ответственность, ни принять волевое решение не нажимать кнопку. Кажется – момент трагичен, но здоровенный преступник просто выкидывает этот детонатор в окно парома. Тем временем на пароме с гражданами провели голосование, две трети голосов за «взорвать уродов», и всё уже, вроде бы, договорились. Но никто не хочет взять на себя ответственности. Никто не решается. Каждый, я думаю, задумался-таки, имеет ли он право осудить на смерть других. Один пытался, но всё же не стал. БУ! ФЕЕРИЯ! Торжество человечности! УРА! Я, честно, испытывал на этом моменте состояние близкое к приходу. Но не пытайтесь те, кто фильма не смотрел, а это сейчас читает, заценить всего там происходящего по моему сухому пересказу. Это надо видеть. Это – грандиозно. Потрясающе, великолепно, шикарно. Джокер оказывается неправ в своём месседже – люди не сломлены. В людей можно верить.
Да, тут ключевая тема этого мотива – вера в людей. Ну, это моё личное, субъективное и всё такое.. Я верю в людей. Я ооочень верю в людей. Сколько бы они меня не разочаровывали (а разочаровывали, к счастью, не слишком много), я верю, верю, верю чёрт его дери! И сколько бы не разочаровывали – верить буду. Надеюсь. Причём, в людей вообще. Ну… конкретных людей, людей в частности, конечно, тоже, но это уже другой вопрос.
Такие дела. Концовка фильма тоже хороша (кстати, тем, с кем я смотрел фильм концовка не понравилась. Не знаю почему. Не спросил. Не хочу, наверное, знать. Может потом спрошу).
Такие дела.
Напоследок: личная оценка 9/10. Будем ждать продолжения в 2012 году. Но с не слишком большим нетерпением – ибо картина совершенно законченная и продолжения не требует. Просто интересно, чего там будет.

P.S. Писалось всё сразу же после просмотра фильма, так что все эмоции горячие, только что со сковородки, ещё толком неосмысленные. Так что всё сумбурно-спонтанно и т.д. Решил писать сразу, так как потом успокоюсь, остыну, и писать будет лень.
Если кто-то дочитал до конца - спасибо за внимание.

URL
Комментарии
2011-01-18 в 16:01 

Ошибся немного. На самом деле - 7000 знаков.
"Фееричный псих" Хех)

URL
2011-09-19 в 10:17 

да какое там может быть продолжение, действительно?(( Без Хита Леджера не получится ничего хотя бы несколько стоящего в этом жанре((....

URL
   

Сказки Андерсена.

главная